Nu-Metal (ню-металл) - одна из последних разновидностей тяжелого рока. Тогда как традиционный Heavy Metal и Trash, в частности, основывается на прямолинейных скоростных ритмах, для ню-металла характерны медленные грувовые рисунки. Линия вокала, как правило, не мелодична, часто используются хип-хоповские начитки. Как и во всех остальных ответвлениях жанра гитара несет на себе основную нагрузку, однако наряду со стандартным ансамблевым комбо "гитара-бас-барабаны", могут быть задействованы дополнительные музыканты и выразительные средства - ди-джеи, несколько вокалистов и сэмплеры. Пионерами ню-металла принято считать "Faith No More" (альбом "The Real Thing" и "Helmet" ("Meantime").
H. Tait, "MSN Music".
"С какого, спрашивается, перепуга "гитаруорлды" принялись печатать развороты, посвященные хлопчикам из "Korn" и иже с ними?" - возмущается консервативно настроенная гитарная братия. ОК. У каждого из нас есть собственные симпатии-антипатии. И, тем не менее, любите ли вы ню-металл или на дух не переносите, популярность и значимость стиля отрицать нельзя. Ведь, по сути дела, ню-металл - первая серьезная гитарная волна после того, как грандж утратить свои позиции на музыкальном рынке. Tom Morello (в прошлом - "Rage Against The Machine", а ныне - "Audioslave") называет такую музыку "нетрадиционным роком".
Грандж, как известно, уходит свои корнями в панк. Но новое поколение ню-металлистов пошло дальше. Они играют на семиструнных гитарах, постоянно экспериментируют, придумывая причудливые звуки и пропагандируя "неправильный подход" к инструменту. Не будем сбрасывать со счетом и влияние хип-хопа, сыгравшего немалую роль в формировании направления. На сегодняшний день "Korn" и "Limp Bizkit" - самые влиятельные и продаваемые имена в гитарной музыке. Кто они - шустрые коньюктурщики или будущее гитарной музыки?
Кто бы мог подумать, что коллаборэйт "Run DMC" и "Aerosmith", выпустивших в 1986-м году сингл "Walk This Way", перевернет мир музыкальной индустрии с ног на голову. Небрежный вокал Стивена Тэйлора, яркие гитарные риффы Джо Перри, соединенные с речитативом "Run DMC", произвели настоящий фурор, ознаменовавший собой не только качественный карьерный рост "Aerosmith", но и начало целого направления.
Еще одна важная штука, оказавшая влияние на формирование ню-металлической сцены, - семиструнная гитара. Инструмент был придуман в 30-х годах джазовым гитаристом Джорджем Ван Эпсом (примеч. автора: задолго до того была известна русская семиструнная гитара. Но это инструмент совершенно другого рода). Дополнительная седьмая струна позволяла исполнять басовую линию одновременно с аккордами и соло. На время о семиструнках забыли и вспомнили лишь в 1984-м году, когда вышел сольник бывшего участника "White Snake", аккомпаниатора Фрэнка Заппы и Дэвида Ли Рота Стива Вая. Диск назывался "Flex-Able". И хотя вайевская музыка радикально отличается от того, что играют "Korn" и "Limp Bizkit", именно он является главным популяризатором семиструнных гитар, вдохновившем новое поколение музыкантов. Идея, что называется, пошла в народ, нашла немало последователей - "Switched", "The Union Enderground", уже упомянутые "Limp Bizkit" и "Korn" (последние сейчас эндорсируют собственную модель "Ibanez K7"), "Deftones", "Fear Factory", "MushroomHead", "Messugah", "Morbid Angel"... Даже "Slayer" записали на "семиструнках" несколько трэков с альбома "God Hates Us All". Произошло то же, что в начале 80-х на заре бума хэви-метала, когда моду диктовали "Flying V" и "Explorer". На "семиструнках" компании-производители вроде "Ibanez" и "Schecter" сделали себе имя.
Вай говорит, что привыкнуть к дополнительной седьмой струне несложно: "Пришлось поиграть пару минут. После этого пальцы встали на свои места. Все равно, что печатать на машинке: ты знаешь, где и какие клавиши находятся, и интуитивно чувствуешь их..." Далее Маэстро очень уважительно отзывается о "Korn": "Они используют инструмент по прямому назначению. Тонкие струны, басы, изменения строя, прекрасные аккордовые текстуры. Эти парни великолепны!"
HIP-HOP IN DA HOUSE
Как получилось, что два ранее противостоявших друг другу лагеря - тяжелый рок, с одной стороны, и хип-хоп, с другой - стали единым целым? С чего все началось? "Хип-хоп - сугубо черная культура", - говорит Чак Ди из "Public Enemy".
1976-й год. В моду входят брэйкданс, графити и рэп. Неожиданно всплывает лейбл "Def Jam" с продюсером Риком Рабиным. Именно он вывел в люди "The Beastie Boys" и "Public Enemy".
В 1986-м "Beastie Boys" выпускают "Fight For Your Right To Party", ставшую одной из первых ласточек "рок-рэпа". А двумя годами позже парни приглашают "слэйеровского" Керри Кинга на запись "No Sleep `Till Brooklyn". Почуяв, откуда ветер дует, "Public Enemy" кооперируются с "Anthrax" и здоровым коллективизмом записывают "Bring The Noise" (1988), трэшевую вещицу, напичканную брутальными риффами Скотта Яна. В том же 1988-м выходит микс рэпера Tone Loc с нарезками ванхэйленовской гитары из "Jamie`s Cryin`".
Хороший почин. События развиваются своим чередом. "Корновский" "All The Family", в котором вокал Джонатана Дэйвиса чередуется со скороговорками, "Limp Bizkit"... А помните Джимми Пейджа и Тома Морелло, переигравших вместе с Паффом Дэдди классический "цеппелиновский" "Kashmir" (если не изменяет память, этот номер звучит в титрах "Годзиллы")?.. На сегодняшний день рафинированный рок изжил себя, перестал быть актуальным. Для того, чтобы выжить, необходимо постоянно видоизменяться, впитывать в себя модные веяния. Так, собственно, и подружились рок с рэпом...
ИМИДЖ - НИЧТО?
Но не хип-хопом одним жив ню-металл. Словно в противовес "корновско-лимпбизкитовской" монополии, существуют группы, тяготеющие к готике. К примеру, "Coal Chamber" и "Orgy", которые сами себя позиционируют как "spookycore". Создается впечатление, что команды подобного толка в свое время крепко подсели на "Cure" и "Cult" и слыхом не слыхивали о "Public Enemy" и "RATM".
Для "Orgy" и "Coal Chamber" имидж играет далеко не самое последнее значение. "Имидж - это 50 процентов нашей музыки," - признается Мигс из "Coal Chamber". - "Музыка, конечно, важнее, а имидж... Я так скажу: если у тебя есть работа, любая работа, то как ты должен выглядеть - как придурок или как профессионал? Ты должен адекватно представлять собственную музыку. Если человек хочет послушать CD, он возьмет его послушает. Но когда люди приходят на концерт, они хотят увидеть группу. Им нужно шоу, и имидж есть часть этого всего. Все должно быть на уровне - как у "Kiss" в 70-х."
Внешне "Orgy" и "Coal Chamber" - чуть ли не братья-близнецы. "Да, наше видение сценических образов иногда совпадает, - говорит Мигс. В то же время последователей "Korn" и "Limp Bizkit", как их коллег-рэпперов, характеризует спортивный стиль. После непродолжительного сотрудничества с "Adidas", "корней" перекупает "Puma". Фред Дарст лоялен к нескольким брэндам и постоянно фотографируется в шапочке от "Kangol". Его коллега - гитарист Уэс Борланд - любит впечатлять публику безумными контактными линзами и сценическими принчиндалами.
Если же говорить об уровне "боевой и политической подготовки", то парни из "Orgy" и "Coal Chamber" уступают по всем пунктам Манки, Хиду и Уэсу.
"Ребята из "Korn" и "Limp Bizkit" - фантастические музыканты", - говорит Meegs. "Для меня это - высшая лига", - продолжает Ryan из "Orgy". - "Нет, с ними тягаться мне не по силам. Однако, нет таких звуков, которые бы и Амир, наш клавишник-гитарист, не могли бы выдать напару. ОК. Мы такие же "Duran Duran", как и "Korn". Да, наша музыка достаточно попсовая, но и в то же время мрачная и тяжелая."
Раз уж заговорили об имидже, как тут не помянуть незлым тихим словом Мэрилин Мэнсона? Мэнсон - великолепен, как шоумэн. Чего не скажешь о нем, как о композиторе. Тему имиджа продолжает мэнсоновский гитарист Твигги. Ему гораздо интересней быть рок-звездой, нежели просто гитаристом.
"Я начал учиться играть с того, что порвал ноты. Чем с успехом занимаюсь и по сей день", - говорит он. - "Я никогда не практикуюсь и не беру уроки. Просто слушаю песни и пробую воспроизвести услышанное."
ДИ-ДЖЕЙСКИЙ ФАКТОР
Клавишники нынче не в почете. Их потеснили ди-джеи, мастера скрэтча. "Limp Bizkit" использует таланты DJ Lethal (бывший участник "House Of Pain"), который помимо основного места работы спродюсировал дебютник "Sugar Ray" (тамошнего скрэтч-мастера зовут DJ Homicide).
DJ Lethal используют необычную технику, запуская свои вертушки в специальный пульт, сигнал с которого идет через noise gate, wah, talkbox, и затем в гитарный "Marshall".
"Он хочет быть ди-джеем-гитаристом", - поясняет Фред Дарст.
ГИТАРНЫЙ САУНД
Список столпов жанра будет далеко не полным без упоминания Тома Морелло. Увлеченный Jam Master ("Run DMC") и Terminator X ("Public Enemy") Tom привнес в традиционную школу рок-гитары элементы ди-джейской техники. На его гитарах установлены два звукоснимателя и две раздельных ручки уровня (одна выводится на "10", другая - на ноль). Управляясь тумблером-переключателем датчиков и педалью "Whammy", Том вытворяет фантастические трюки. Послушайте "Bullet In The Head" - и убедитесь сами!
Все свои хитрые приемчики Tom записывает на магнитофон с тем, чтобы впоследствии найти им применение. Говорят, что коллекция собралась очень солидная. У Уэса Борланда технология иного рода: он записывает всевозможные шумы и звуки из фильмов ужасов, а потом пробует имитировать их на гитаре.
ГИТАРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
В этом пункте ню-металлеры обычно единодушны в своих предпочтениях.
Среди усилителей фаворитом является "Mesa/Boogie". Они обладают хорошим басовым бустом, относительно чисто передают перестроенное звучание гитар. Популярностью пользуются также "Randall", "Marshall" и "Crate". Однако, соответствующие обозначения на приборах обнаружить проблематично: ню-металлисты не любят светить логотипами. Заклеивают их скотчем или просто перебивают лэйблы.
Из гитарных брэндом наиболее популярны Ibanez, B.C.Rich, Schecter, Gibson, ESP, Yamaha и PRS.
По части эффектов и их использования единого рецепта не существует. Кто-то использует лишь дисторшн, вау и селектор каналов от одного кабинета к другому, а кто-то, как, например, Майк Айнциген ("Incubus"), Маркус Курил ("P.O.D.") или дрэдлоковый дуэт Хид и Манки - сложные цепочки педалей. Как правило, все приборы производства Boss, MXR, DOD, Zoom и Morley.
Конфигурация оборудования:
Meegs Rascom ("Coal Chamber"), 1999.
Sterhen Carpender ("Deftones"), 1999.
Head ("Korn"), 1999.
Munky ("Korn"), 1999.
Wes Borland ("Limp Bizkit"), 1998.
Tom Morello ("Rage Against The Machine"), 1998.
4 ("Slipknot"), 2000.
7 ("Slipknot"), 2000.
ГИТАРНЫЙ СТРОЙ
Согласно древнему обычаю, перешедшему, вероятно, от металл-экстремистов, в ню-металле не приветствуется традиционный строй E-B-G-D-A-E. Строятся обычно ниже. Далее представлены различные варианты настоек и музыканты, их практикующие. Заметим, что в приведенном списке встречаются артисты родственных жанров, не только ню-металлеры.
* Drop D (E-B-G-D-A-D, басовая струна - на тон ниже. Строй очень удобен
для исполнения power-chord`ов) - "Papa Roach", "Deftones" (первый
альбом), "Incubus". Drop D можно услышать в некоторых вещах "Rage
Against The Machine". И кроме того, этот строй очень полюбил Зак Уайлд,
соратник Оззи Осборна;
* Drop D half step down (тоже самое, что и Drop D, но на полтона ниже:
Eb-Bb-Gb-Db-Ab-Db) - "Drowning Pool", "Linkin` Park", "Limp Bizkit";
* Drop C (тоже самое, что и Drop D, но на тон ниже: D-A-F-C-G-C) -
"P.O.D.", "System Of A Down", "Papa Roach", "Kittie", "Lostprophets";
* Drop B (тоже самое, что и Drop D, но на полтора тона ниже:
C#-G#-E-B-F#-B) - "Slipknot", "SevenDust", "MudVayne", "Limp Bizkit";
* Down one step (стандартный строй на тон ниже: D-A-F-G-A-D) - "P.O.D";
* Down one and 1/2 steps (стандартный строй на полтора тона ниже: C#-G#-E-B-G#-C#) - "Slayer", "Black Sabbath";
* Down two Steps (стандартный строй на два тона ниже: С-G-D#-A#-E-C) -
"Dave Matthews Band", Tony Iommi (гитарист "Black Sabbath" на своем
сольной альбоме).
Существует масса других вариантов. Мы описали лишь самые распространенные. И помните, что down-tuning подразумевает по умолчанию толстые струны. Как минимум, 11-й номер. Многие семиструнники также опускают строй ниже обычного. "Morbid Angel" или "Flaw" - полтона ниже (Eb-Bb-Gb-Db-Ab-Eb-Bb), "Korn", "Fear Factory" и "Deftones" - на тон (D-A-F-C-G-D-A). Sterhen Carpender из "Deftones" и Dino Cazares из "Fear Factory" иногда и на два тона (С-G-D#-A#-E-C-G)! Оба музыканта эндорсируют специальные семиструнные баритон-гитары. Их мензура составляет 30 дюймов, что равносильно короткомензурному басу! Компаний, выпускающих баритоны, немного. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Андрей Гончаров